Новость от 28 Апреля 2010

Статья из газеты "Кузбасс" от 24.04.10 о Всероссийском конкурсе хореографических коллективов на приз Губернатора Кемеровской области

Газета "Кузбасс" №73(25036) от 24 апреля 2010 года
 
Традиционный, уже сороковой по счету, Всероссийский конкурс хореографических коллективов на приз губернатора Кемеровской области откроется 29 апреля, в Международный день танца, в Кемеровском ДК шахтеров. 63 коллектива и 32 балетмейстера представят на суд жюри свое искусство. Награждение победителей и их гала-концерт состоятся 1 мая на сцене государственной филармонии Кузбасса. Накануне этого события наш корреспондент встретился с бессменным председателем жюри конкурса, директором института хореографии Кемеровского университета культуры и искусств, заслуженным работником культуры, профессором Владимиром ЩАНКИНЫМ.
 
 
- Удивительна судьба этого конкурса! Придуманный в 1973 году, так сказать, в разгар застоя, он пережил смену общественного строя, смену мод и направлений… В чем секрет такой живучести? И вообще, Владимир Иванович, вы помните, кто первым подал идею? Как она родилась?
- За рюмкой чая в кафе «Льдинка» - помните, было такое в Кемерове? Мы с моим приятелем, собкором газеты «Труд» Юрием Котляровым собрались, помню, отметить славный день начала мая. Смотрим в окно, а там бегут эстафету на приз газеты «Кузбасс». Вот, говорю, странно: спортивное мероприятие под эгидой газеты. Где бег, а где чтение? Так разве можно? А Котляров мне: «Ну, а почему нельзя? Нормальное дело!» – «А танцевать на фоне газеты можно?» - «А почему бы нет?» – «Давай попробуем!»
И мы загорелись этой затеей: сразу же после праздников пошли к Шевчуку – легендарный Геннадий Мартынович возглавлял тогда культмассовый сектор облсовпрофа. Он воодушевился: «Нигде в стране такого нет, а у нас будет!» Область-то наша была в те времена профсоюзная: роскошные ДК, клубы предприятия имели. И так в 1973 году мы провели первый танцевальный конкурс на приз газеты «Труд». Мы тогда не думали, сколько он будет жить. Мы вообще о будущем не думали – просто радовались, что все так симпатично, быстро, как-то играючи получилось.
 
- Зерно пало на благодатную почву. Считается, что в Кузбассе исторически сложилась сильная школа народного танца. Почему так произошло?
- Когда в области проходили какие-то правительственные концерты, всегда выступали артисты. Вокалисты – из оперетты, из филармонии, разговорный жанр – из драмтеатра, а профессиональной хорео-
графической труппы в регионе не было. Приходилось «выезжать» за счет самодеятельности. Но уж к ней требования были высочайшие! Понятно – раз в центре внимания властей.
И «Шахтерский огонек», и ансамбли КМК, и прокопьевские «Сибирские выкрутасы» вот так набирали уровень. Я вам вот что скажу: для прогресса в любом деле необходимы два условия: сильное желание человека, который этим делом занимается, и соревновательность, конкуренция.
 
- Конкурс на приз газеты «Труд» эту состязательность обеспечивал.
- Больше скажу: с помощью этого конкурса, как мы поняли, можно руководить тенденциями, формировать моду на танец.
 
- Каким же образом?
- А вот таким. Когда мы поняли, что у нас получается, мы стали управлять хореографическим процессом. Чтобы танцевальное движение не стихийно развивалось, а полнокровно, без перекосов. Смотрим: что-то у нас малые формы в загоне – ага, значит, в следующий конкурс включаем специальную номинацию. Или: не пользуется спросом у балетмейстеров тема героики, тема труда – обязательные номера такого жанра в программу состязаний! Или – проваливается сюжетный танец. Значит, надо сконцентрировать мозги балетмейстеров на этом: вводим специальную программу в следующий фестиваль.
Благодаря такому подходу мы в середине 70-х очистили хореографическое поле Кузбасса от бездельников, от таких деятелей, знаете, которые работают по принципу: пять минут позора – и год зар-платы. Произошла ротация руководителей коллективов. Плюс наш институт стал давать квалифицированные кадры.
 
- А чем ваша система соревнований отличается, скажем, от конкурсов бальных танцев, давно уже ставших спортом?
- Бальные танцы – это совсем не то! Это ущербно-извращенная система. Я не вижу в бальных танцах той базы, которая позволяла бы этому виду деятельности развиваться. Во-первых, там с детства воспитывается нездоровая конкуренция. Они же все друг другу враги! Занимаются в одном коллективе и друг друга ненавидят. Вредят друг другу, костюмы воруют, пакостят… А эта дикая история, когда один из танцоров стрелял в другого, чтобы вместо него поехать на турнир в Британию? Было такое в советские еще времена в Москве. Это же ужас, ужас! К тому же там все застроено на «башлеуборочном» комбайне. Когда рубль начинает править искусством, искусству там делать нечего. И я вообще не понимаю, как можно развиваться, существуя в рамках одного и того же стандарта. Что в 6 лет, что в 16, что в 30, что в 40 – они танцуют одно и то же: самба-румба-ча-ча-ча… И это годами! Свихнуться же можно! Я удивляюсь, когда смотрю, например, Кубок мира. Как там можно выбрать лучшего? Они такие все одинаково «нашкольненные»!
 
- Но у вас ведь тоже конкуренция, сами говорите…
- Здесь – другое, здесь – соревнование хореографических идей. Народный танец – это выражение души, это всегда открытие, придумывание чего-то нового.
 
- За те годы, что существует ваш конкурс, мода на танец резко менялась. Появлялся интерес к Западу, интерес к Востоку, фольклор то возвращался на пик популярности, то уходил в тень… Как вам удается поддерживать к нему интерес?
- Так ведь в рамках нашего конкурса живет не только народный танец! И классический танец, и современный. И все это питает друг друга, придает жизнеспособности фестивалю. Когда мы попытались соединить в одном фестивале все эти, такие разные, виды танцевального искусства, сами не знали, получится ли: до нас такого никто не делал, это потом, «слизав» образец у нас, хореографы стали организовывать «разнонаправленные» танцевальные фестивали. А когда впервые в 1976 году мы провели конкурс ансамблей песни и пляски, потом – конкурс балетов (мой выпускник Саша Дергачев приехал в ДК «Алюминщик», там встретился с прекрасной профессиональной балериной Светланой Горбуновой, и они поставили «Сказку о попе и о работнике его Балде»), мы поняли: это можно делать! И с 1979 года мы начали проводить многожанровые конкурсы. Сейчас классика, современный и народный танец – это наши три кита. Их взаимовлияние, взаимообогащение и придают ту жизнеспособность конкурсу, о которой вы говорите.
 
- А что дает участникам победа в вашем конкурсе? Какие ступеньки в карьере открывает?
- Да никаких. Это просто престиж. Существует же мнение: если ты взял Гран-при в Кузбассе – все, значит, однозначно ты – лучший танцор в России. Как я говорю, первые в мире, вторые в Сибири. Вот недавно был в Барнауле, тоже жюрил, ко мне подошла одна танцовщица: «Вы ничего во мне нового не замечаете?» Ну начинаю перебирать: платье, прическа… Да нет, говорит, у меня же ПОХОДКА изменилась после победы на вашем фестивале! Вот что важно.
 
- А правду рассказывают, что танцевальный конкурс на приз газеты «Труд» был столь популярен, что зрители, жаждущие на него попасть, однажды даже выломали двери в театре?
- Было такое! Финал проходил в музыкальном театре, оцепление милицейское было выставлено за 40 минут до начала, и все равно вынесли двери. Зрители умудрялись просачиваться на гала-концерты, несмотря на битковые аншлаги.
 
- Сейчас уже и название у конкурса поменялось…
- И газеты такой не стало! А конкурс жив. Прекрасно, что власти его поддерживают. Но я бы все-таки постарался сохранить в названии слово «труд». Все-таки это наш бренд.
 
- Наверное, оглядываясь назад, вспоминается самое трудное…
- Да много всего было: и смешного, и драматического, и героического. Помню, однажды на гала-концерте выступал ансамбль «Дивертисмент» из Новокузнецка. Номер – «Адажио» на музыку Альбинони. Но по ошибке им включили не Альбинонни, а Чайковского! А у «Адажио» Чайковского темп гораздо медленнее. Вот, скажите, как можно сделать шпагат, де-влопе, прыжки не в том темпе, в каком отрепетировано? Танцоры – средняя группа, лет по 11-12 ребятам. У нас у всех в жюри – волосы дыбом. Сейчас, думаем, покалечатся, порвутся. А они – нет! Дотанцевали до конца и даже закончили точно в финальную ноту! Поразительно! Никто из зрителей ничего не понял. Только у руководителя – едва не разрыв сердца.
А однажды на просмотре было ЧП. Он проходил в ДК «Азот», там маленькая сцена и прямо посередине, у выхода с нее – электрический ящик, где все рубильники, выключатели… И вот кто-то из танцоров долбанулся в этот щит. За него – другой зацепился, куча мала образовалась за сценой. А музыка уже звучит! И что ребята сделали? Никто шум не поднял: выскочили на сцену, как ни в чем не бывало, кто-то кого-то из раненых подменил, кто-то за кого-то уже выступает…
 
- Хоть камни с неба, шоу должно продолжаться…
- Не в том дело. Это искусство танцевальное… Оно самое социалистическое. Оно учит коллективизму. И еще. Я иногда сам поражаюсь: ну, нет такого другого вида искусств, которое было бы так открыто зрителю, так зависело от него! Без зрителя, без общения с залом танца не существует.
 
Ольга ШТРАУС